О Кюдо
Кюдо (путь лука) — это одно из классических японских боевых искусств.
Истоки стрельбы из лука уходят своими корнями в глубокую древность. В Японии имеются письменные источники 8 века, упоминающие о стрелках из лука.
В средние века в военном плане луку придавали большое значение.
Техники стрельбы из лука (кюдзюцу), применяемые самураями на полях сражений, постепенно дали рождение новому подходу – Кюдо, этот термин был использован впервые около 1660 года.
Стрельба из лука развивалась в Японии по двум направлениям: стиль стрельбы пешего воина и стиль стрельбы конного лучника. До начала использования огнестрельного оружия лук считался самым эффективным оружием самураев на длинной дистанции. По конструкции японский лук является ассиметричным луком. С началом использования в Японии огнестрельного оружия роль лука в ведении войны постоянно уменьшалась. И постепенно лук стал использоваться в основном для охоты, для спорта и для придворных церемоний.
В настоящее время в Японии кюдо весьма распространено – им занимаются свыше полумиллиона человек. Во многих школах оно включено в учебную программу. Сейчас кюдо занимаются люди во многих странах, наиболее крупная европейская федерация кюдо находится в Германии.
В России Кюдо прочно обосновалось в 2003 году и число занимающихся кюдо постоянно растет.
Характерные особенности искусства Кюдо
Кюдо практикуется как традиционный ритуал, как боевое искусство для самореализации, и как спортивная дисциплина. Однако в основе всех этих практических занятий лежит традиционное мировозрение, придающее большое значение человечности. «Начинается с дани уважения и заканчивается данью уважения».
1. Кюдо как практика боевого искусства для самореализации
Искусство Кюдо это не просто стрельба по мишени. Оно основано на конфуцианской идее избранного пути как человеческой добродетели. В данном случае стрельба из лука и есть такой путь. В соответствии с трактатом «Райки Сягихэн» выше всего Кюдо ставит «истину, целомудрие, красоту». Чувства и помыслы человека, взявшего в руки лук, должны быть искренни, полны уважения и целомудрены. Если делать все технически верно, то любой поразит мишень. Но поражение мишени не есть цель.
Ритуальная техника обращения с луком называется «сярэй». Существует несколько особых форматов стрельбы. Так, например, в «моти-мато сярэй» количество мишеней соответствует количеству лучников («итэ»), а в «хитоцу-мато сярэй» все лучники стреляют по одной и той же мишени.
2. Кюдо как спортивная дисциплина
В спортивном и оздоровительном Кюдо главенствует принцип соревнования. В одних видах состязаний победа определяется количеством пораженных мишеней, в других — общим количеством полученным очков.
На турнирах высокого уровня принята система комплексной оценки, когда оценивается не только точность выстрела, но также и дополнительные факторы — безупречность позы «сякэй», «боевой дух» и т.д.
Проводятся состязания как по стрельбе с близкого, так и по стрельбе с дальнего расстояния. Встречи могут быть групповыми или индивидуальными. Для групповых встреч существуют турнирные лиги. На соревнованиях по стрельбе с близкого расстояния лучник должен поразить 36-ти сантиметровую мишень «касуми-мато» с 28 метров. В этом виде соревнований победа засчитывается по количеству попаданий. По этому же принципу определяется победитель в соревнованиях по стрельбе с дальнего расстояния, когда лучник должен поразить метровую мишень «касуми-мато» с 60 метров.
Если на соревнованиях принята система баллов или комплексной оценки, тогда используется мишень «токутэн-мато». Начиная с внешнего кольца мишени, баллы начисляются следующим образом: белое поле — 3 балла, черное — 5, синее — 7, красное — 9, и золотое «яблочко» — 10 баллов.
3. Традиционные праздники и торжества, включающе в себя ритуалы Кюдо.
Ябусамэ
Одетые в традиционные (старинные) охотничьи костюмы «кари-гинэ» конные лучники должны на скаку поразить одну за другой три стоячие 55-ти сантиметровые мишени . Длина дистанции составляет около 200 метров.
Мэйгэн / Хикимэ
Мэйгэн — ритуал, во время которого участники, одетые в традиционный костюм лучников, натягивают тетиву своих луков (до 30 сантиметров) и, отпустив ее, производят характерный низкий звук. Этим звуком отпугивают злых духов и демонов. Ритуал совершается в особых случаях, таких, например, как рождение императорского сына.
Во время ритуала Хикимэ полые, окрашенные киноварью деревянные свистки «Хикимэ-кабура», длина каждого свистка составляет 12-15 см, привязываются к концу стрел, после чего стрелы выпускаются в матерчатую мишень с расстояния примерно 20 метров.
Выпуская стрелы лучники читают на распев молитвы и благословения. Изготовленные из магнолии (иногда из павлонии) свистки благодаря множеству пробитых в них отверстий издают налету характерный звук, который отпугивает злых духов и демонов. Этот ритуал совершают в таких случаях, как например, церемония очищения в синтоистском храме.
Храмовые церемонии
До наших дней дошли и сохранились в разнообразных вариантах храмовые церемонии, такие как моление о мире, моление о богатом урожае, изгнание духов, церемония очищения и т.д.
1) Ритуал Омато, когда лучники стреляют в подвешенную 160-ти сантиметровую мишень с расстояния около 20 метров.
2) Ритуал Момотэ-сики, во время которого десятки лучников выпускают одну за другой сто стрел.
3) В префектуре Кагосима проводится ритуал Косия-кумиюми — одетые в доспехи и шлемы лучники имитируют боевые действия.